Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 22

Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее – Программа) разработана в соответствии с

ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной образовательной программы

дошкольного образования (далее – Федеральная программа) (утв. приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028).

В Образовательной программе учитываются возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа рассчитана на получение дошкольного образования обучающимися в возрасте от 1,6 лет до прекращения образовательных отношений. Программа направлена на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы; цель и задачи реализации Образовательной программы; наиболее существенные характеристики и планируемые результаты освоения Программы; особенности организации педагогической диагностики (мониторинга).

Содержательный раздел представляет содержание и особенности организации образовательного процесса в раннем и дошкольном возрасте по каждой из образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Описаны: вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы;

особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив.

Охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

В каждом из разделов Программы отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая

развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, парциальные программы, выбранные участниками образовательных отношений, направлены на развитие воспитанников в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.

Используются парциальные образовательные программы дошкольного образования:

  • Парциальная программа Т.И. Даниловой «Светофор»
  • Парциальная программа Дубровской Н.В. «Цвет творчества»
  • Парциальная программа Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова «Детство с родным городом»

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

  • поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
  • учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
  • нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
  • сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
  • практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).